От редакции:

В начале февраля аккредитованный эксперт независимой антикоррупционной экспертизы, член рабочей группы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области по взаимодействию с институтами гражданского общества, член экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции Александр Коробкин направил в Совет депутатов Лобни свои возражения против поправок, касающихся публикации городских правовых актов в СМИ, в случае принятия которых официальный городской печатный орган газета «Лобня» может утратить монопольное право на такого рода публикации.

Предлагаемые поправки, по мнению автора обращения, «противоречат основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления», а именно: «Может сложиться ситуация, при которой гражданин, чтобы ознакомиться с интересующим его актом будет вынужден просматривать несколько десятков СМИ, но так и не найдет то, в котором был опубликован акт».

Решением Совета депутатов города Лобня от 30.01.2018 г. № 2/23 на обсуждение вынесен проект изменений и дополнений в Устав муниципального образования «город Лобня», согласно которому из статьи 51 Устава города, устанавливающей порядок принятия, вступления в силу и отмены муниципальных правовых актов, предлагается исключить наименование средства массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов (газета «Лобня»), заменив его словами «в печатном средстве массовой информации, распространяемом на территории города Лобня».

Следует отметить, что термин «печатное средство массовой информации» не соответствует терминологии установленной федеральным законодательством о средствах массовой информации, в котором в указанном значении используется термин «периодическое печатное издание».

Полагаю, что принятие данного решения существенно затруднит реализацию права жителей города на доступ к муниципальным правовым актам. Указанный вывод сделан на основе анализа норм федерального законодательства и сложившейся судебной практики.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 29 ноября 2007 года N 48) официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что «муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом».

Поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, российское законодательство исходит из принципа установления конкретных официальных печатных изданий, обратившись к которым гражданин сможет гарантированно ознакомиться с интересующими его правовыми актами, принятыми тем или иным органом власти. На федеральном уровне такие средства массовой информации прямо поименованы в соответствующем Федеральном законе от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Предлагаемые поправки в Устав, по сути предполагают возможность опубликования муниципального правового акта в любом периодическом печатном издании, распространяемом в городе, по усмотрению неуказанных должностных лиц. Конкретное наименование периодического печатного издания в Уставе не устанавливается, что является коррупциогенным фактором (отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка). Кто определяет, в каком именно издании публиковать правовой акт, поправки не также устанавливают, что также является коррупциогенным фактором (широта дискреционных полномочий).

Теоретически (если обратиться к реестру Роскомнадзора) количество печатных СМИ, распространяемых в городе, может превышать 3000, при этом большинство этих изданий фактически в город не поступают, или поступают в количестве 1-2 экземпляра. Может сложиться ситуация, при которой гражданин, чтобы ознакомиться с интересующим его актом будет вынужден просматривать несколько десятков СМИ, но так и не найдет то, в котором был опубликован акт. Тем самым предлагаемая норма может привести к ситуации, когда акт формально будет опубликован в СМИ, но граждане не смогут с ним ознакомиться, что является коррупциогенным фактором (установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам для реализации их прав).

Аналогичной позиции придерживается и Комитет Государственной Думы по местному самоуправлению, который неоднократно высказывал позицию о том, что закрепление в уставе муниципального образования отсылочной нормы на иной (не устав) муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок опубликования правовых актов, противоречит требованиям положений части 1 статьи 44 и части 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, что недопустимо.

Таким образом, анализ законодательства, регулирующего правоотношения в сфере опубликования нормативных правовых актов, позволяет сделать вывод о том, что предложенные поправки противоречат основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренным федеральным законодательством — открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления. Данное обстоятельство свидетельствует о потенциальном нарушении права граждан, предусмотренного частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, на ознакомление с текстами правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории города Лобни.

В связи с изложенным, предлагаю не принимать указанные поправки как нарушающие права граждан, противоречащие федеральному законодательству и содержащие коррупциогенные факторы.

 

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь